Academics


19/03/2014
Urazbaev Muxammad Tashevich
Academician of AS RUz since 1956, and academician of Academy of Engineering and Architecture, an outstanding mechanic, an honoured worker of science and technics of Uzbekistan, the winner of State awards of Uzbekistan and Russia. M.T.Urazbaev has founded a basis for development and has created a number of scientific schools in mechanics in the Republic: the general mechanics, mechanics of liquids and gases, mechanics of deformable rigid bodies, seismic stability of buildings and structures, mechanics of mechanisms and machines, computational mechanics, closely connected with actual problems of regions. He obtained basic results in areas: Theory of bend and torsion of ...


19/03/2014
Raxmatulin Xalil Axmedovich
Academician of AS RUz since 1947, an outstanding mechanic, an honoured worker of science and technics of Uzbekistan and Russia, the winner of State awards. H.A.Rahmatulin had created the school of mechanics in Uzbekistan and obtained fundamental results in the following areas: theory of distribution of elastic and elastic-plastic waves, diffraction of shock waves dissipating in gas, the theory of a parachute and aerodynamics of permiable body, dynamics soils, motion of multicomponent media, etc. He had discovered special waves of unloading caused by irreversibility of the processes of plastic deformations. In literature these waves are called "Rahnatulin’s waves». He had ...


19/03/2014
Arjanih Ivan Semenovich
Corresponding member of AS RUz since 1960, an outstanding mathematician, an honoured worker of science and technics of Uzbekistan. I.S.Arzhanyh has brought a considerable contribution to the development of a number of directions in mathematics connected with differential and integrated equations and their applications to many sections of mechanics and physics. He was the author of various generalisations of classical Poisson-Jakobi and Couchy methods on joint systems of nonlinear equations with partial derivatives of the first order. He established a general form of generalised canonical equations, invariant in relation to contact transformations. He founded a theory of potentials for Lame ...


19/03/2014
Kabulov Vasil Kabulovich
Academician of AS RUz  since 1966, a distinguished scientist in mechanics, an honoured worker of science and technics of Uzbekistan, the winner of State award of Uzbekistan. V.K.Kabulov has created a specified theory and developed the methods of calculation of rods and shells, has developed an algorithm of construction of the front of propagation of waves of plasticity and waves of unloading for longitudinal, torsional and transversal oscillations of limited rods; has solved the problems of torsion of rods of noncircular section, high beams and cylindrical shells. He has constructed the wave theory of elastic and elastic-plastic plates and shells ...


19/03/2014
Fayzullaev Jorulla Fayzullaevich
Corresponding member of AS RUz since 1974, an outstanding scientist in mechanics. Z.F.Fajzullaev has developed the theory of hydrodynamics of multiphase systems which is widely applied in oil mechanics, biomechanics, in irrigation. On the basis of Landau-Rahmatulin mechanical model and A.A.Iljushin model of viscous-plastic media he has developed a hydrodynamic model of mixtures consisting of viscous-plastic, viscous and ideal media, possessing various rheological properties. This hydrodynamic model is called Rahmatulin-Fajzullaev model. With results of theoretical researches of a flow of viscous-ideal two-phase media he has shown, that ideal and viscous phases behave in a mixture, from kinematic point of view, ...


19/03/2014
Rashidov Tursunboy Rashidovich
Academician of AS RUz since 1984, a distinguished scientist in mechanics, an honoured worker of science of Uzbekistan, the winner of State awards. T.R.Rashidov has created seismodynamic theory of complex systems of underground structures, based on extensive actual materials of study of consequences of earthquakes and experimental researches. For the first time the nature of interaction of an underground structure with surrounding ground is established; it possesses elastic-viscous-plastic properties. Rheological model of interaction of a pipeline with fine-disperse water-saturated soil is developed with account of all kinematic parametres of their mutual motion. He has developed the theory of seismic stability ...


19/03/2014
Usmonxujaev Xalim Xaydarovich
Academician of AS RUz since 1984, an outstanding scientist in mechanics, an honoured worker of science of Uzbekistan, the winner of State award of Uzbekistan, the founder of scientific school on theory of mechanisms and machines in Uzbekistan. H.H.Usmonhozhaev's basic researches concern the theory of mechanisms, machines and automatic transfer lines, the theory of lever and epi-cyclic mechanisms, the theory of cotton-picking machines, dynamics of machine units. He has created a device for the definition of a factor of friction, sliding, rolling and spinnings between elements of various kinematic pairs with account of humidity, temperature and structure. He has developed: ...


19/03/2014
Glushenko Aleksey Danilovich
 Academician of AS RUz since 1984, a prominent scientist and a founder of scientific school in the field of dynamics, durability and vibrations of machines. A.D.Glushchenko has developed a new technological scheme of harvesting device with repeated processing of cotton (MOKX), he has investigated the influences of vibrations of spindles, drum and strippers of vertically-spindle cotton-picking machines under loads in supports, has proved the parametres of vibration dampers, has improved the drives of spindles of cotton-picking machines, has developed the methods of design of mechanisms of a drive of spindles with new designs of belts, ways of increase of their ...


19/03/2014
Lebedev Oleg Vladimirovich
 Academician of AS RUz since 1987, an outstanding scientist in mechanics, has founded scientific school, has created the theory of design and operation of wheel machines. He has created a new and improved existing directions in wheel machines guidance: the theory of hydrodynamics of steering controls; calculations of pressure sources of perspective hydraulic amplifiers, tyres. His inventions in the systems of steering, a hydrodrive, hydrosystem and front bridge of tractors are widely used. The hydrolock of the bunker invented by him increases labour productivity of cotton-picking machines, vibro-tribo-meter with high accuracy defines the degree of wear of material and is ...


19/03/2014
Djuraev Tuxtamurad Djuraevich
Academician of AS RUz since 1989, a prominent scientist in mathematics, an honoured worker of science of Uzbekistan, the winner of State award of Uzbekistan. T.D.Djuraev has created a scientific school in the Republic on differential equations with partial derivatives. He has brought a considerable contribution to working out of the theory of correct boundary problems for nonclassical equations of mathematical physics. He has carried out regular studies of equations of combined elliptiko-hyperbolic, elliptiko-parabolic and hyperbolic-parabolic types; and boundary problems with unknown line of changes of type for mixed parabolic-hyperbolic equations were stated and studied for the first time. He ...


12»

Академики


19/03/2014
Уразбаев Мухаммад Ташевич
Академик АН РУз с 1956 года, а также академик Академии строительства и архитектуры, выдающийся механик, заслуженный деятель науки и техники Узбекистана, лауреат Государственных премий Узбекистана и России. М.Т. Уразбаев заложил основу развития и создал ряд научных школ по  направлениям механики в Республике: общая механика, механика жидкостей и газов, механика деформируемого твердого тела, сейсмостойкость зданий и сооружений, механика механизмов и машин, вычислительная механика, тесно связанные с актуальными проблемами  регионов. Им получены основополагающие результаты в  областях: теории изгиба и кручения тонких стержней, математические основы и гидродинамические методы решения задачи фильтрации в грунтовых плотинах, механики весомой деформируемой нити, теории расчета оболочек двоякой кривизны, ...


19/03/2014
Рахматулин Халил Ахмедович
Академик АН РУз с 1947 года, выдающийся механик, заслуженный деятель науки и техники Узбекистана и России, лауреат Государственных премий. Х.А. Рахматулиным создана школа механиков в Узбекистане и получены фундаментальные результаты в областях: теории распространения упругих и упругопластических волн, дифракции ударных волн, распространяющихся в газе, теории парашюта и аэродинамики проницаемого тела, динамики грунтов, движения многокомпонентных сред и др. Он открыл особые волны разгрузки, обусловленные необратимостью процессов пластических деформаций. В литературе эти волны называются «волнами Рахматулина». Внес большой вклад в развитие теоретических основ современного парашютостроения, в совершенствование эксплуатационных качеств парашютных систем различного назначения, в том числе — для космической техники. Теория поперечного ...


19/03/2014
Аржаных Иван Семенович
Член-корреспондент АН РУз с 1960 года, выдающийся математик, заслуженный деятель науки и техники Узбекистана. И.С. Аржаных внес значительный вклад в развитие ряда направлений математики, связанных с дифференциальными и интегральными уравнениями и их приложениями ко многим разделам механики и физики. Ему принадлежат различные  обобщения классических методов Пуассона-Якоби и Коши на совместные системы нелинейных уравнений с частными производными первого порядка. Им установлен общий вид обобщенных канонических уравнений, инвариантных относительно контактных преобразований. Построил теорию потенциалов для трехмерного оператора Ляме. В области гидродинамики установил класс трехмерных вихревых движений невязкой жидкости, который полностью определяется аналитической функцией. Разработал методы построения векторного поля по его вихрю и ...


19/03/2014
Кабулов Васил Кабулович
Академик АН РУз с 1966 года, видный ученый в области механики, заслуженный деятель науки и техники Узбекистана, лауреат Государственной премии Узбекистана. В.К. Кабулов создал уточненную теорию и развивал методов расчета стержней и оболочек, разработал алгоритмы построения фронта распространения волн пластичности и волн разгрузки для продольных, крутильных и поперечных колебаний ограниченных стержней, решены задачи кручения стержней некругового сечения, высоких балок и цилиндрических оболочек. Он построил волновую теорию упругих и упругопластических плит и оболочек для широкого диапазона отношений толщины к радиусу. Проводил исследования по вопросам динамической теории сейсмостойкости зданий и сооружений, по воздействию высших форм колебаний, анализу внутреннего трения при сейсмических воздействиях. ...


19/03/2014
Файзуллаев Жорулла Файзуллаевич
Член корреспондент АН РУз с 1974года, видный ученый в области механики. Ж.Ф. Файзуллаев разработал гидродинамику многофазных систем, которая широко применяется в нефтяной механике, биомеханике, при орошении. На основе механической модели Ландау-Рахматулина и модели вязко-пластичных сред А.А.Ильюшина разработал гидродинамической модели смесей, состоящих из вязко-пластичной, вязкой и идеальной сред, обладающих различными реологическими свойствами. Эта гидродинамическая модель названа моделью Рахматулина-Файзуллаева. По результатам теоретических исследований движения вязко-идеальных двухфазных сред показал, что идеальная и вязкая фазы ведут себя в смеси с кинематической точки зрения, как вязкая жидкость. На основе теоретических и экспериментальных исследований рекомендовал внутрипочвенное орошение, позволяющее значительную экономию поливной воды. Им изучены гидродинамические воздействия ...


19/03/2014
Рашидов Турсунбой Рашидович
Академик АН РУз с 1984 года, видный ученый в области механики, заслуженный деятель науки Узбекистана, лауреат Государственных премий. Т.Р. Рашидовым создана сейсмодинамическая теория сложных систем  подземных сооружений, основанная на обширном фактическом материалах изучения последствий землетрясений и экспериментальных исследований. Впервые установлена природа взаимодействия подземного сооружения с окружающим грунтом, обладающая упруго-вязкопластическими свойствами, разработана реологическая модель взаимодействия трубопровода с мелкодисперсным водонасыщенным грунтом, учитывающая все кинематические параметры их взаимного движения.  Им развита теория сейсмостойкости зданий и сооружений, методы расчета подземных сооружений систем жизнеобеспечения, перегонных и станционных тоннелей метрополитена. Под его руководством разработана методология оценки сейсмического риска и ущерба в населенных пунктах при сильных землетрясениях ...


19/03/2014
Усмонхужаев Халим Хайдарович
Академик АН РУз с 1984 года, видный ученый в области механики, заслуженный деятель науки Узбекистана, лауреат Государственной премии Узбекистана, организатор научной школы по теории механизмов и машин в Узбекистане. Основные исследования Х.Х. Усмонхужаева относятся к теории механизмов, машин и автоматических линий, теории рычажных и эпициклических механизмов, теории хлопкоуборочных машин, динамике машинных агрегатов. Создал прибор для определения коэффициента трения, скольжения, качения и верчения между элементами различных кинематических пар с учетом влажности, температуры и структуры. Разработал: теорию стабильности полноты сбора хлопка и методику оценки хлопкоуборочных машин по производительности; высокопроизводительный многовалочный джин и обоснованы его параметры; пневматический и механический подборщики и новый прямоточный ...


19/03/2014
Глущенко Алексей Данилович
Академик АН РУз с 1984 года, видный ученый и организатор научной школы в области динамики, прочности и колебаний машин. А.Д. Глущенко разработал новую технологическую схему уборочного аппарата с многократной обработкой хлопчатника (МОКХ), исследовал влияния колебаний шпинделей, барабана и съемников вертикально-шпиндельных хлопкоуборочных машин на нагрузки в опорах, обосновал параметров гасителей колебаний, усовершенствовал приводы шпинделей  хлопкоуборочных машин, разработал методов проектирования механизма привода шпинделей с новыми конструкциями ремней, способов повышения их надежности и долговечности, которые внедрены в уборочных аппаратах машин 17 ХВ-1,8 и 14 ХВ-2,4. Высокоэффективные, оригинальные технические решения уборочных аппаратов типа МОКХ позволили обеспечить увеличение полноты сбора хлопка сырца, большего выхода хлопкового ...


19/03/2014
Лебедев Олег Владимирович
Академик АН РУз с 1987 г., видный ученый в области механики, сформировал научную школу, создал теорию конструирования и эксплуатации колесных машин. Им созданы новые и развиты существующие направления в управлении движением колесных  машин: теория гидродинамики рулевых управлений; расчеты источников давления перспективных гидроусилителей, шин. Широко используются его изобретения в системах рулевого управления, гидропривода, гидросистемы и переднего моста тракторов. Изобретенный им гидрозамок бункера повышает производительность труда хлопкоуборочной машины, вибротрибометр с высокой точностью определяет степень износа материала и широко применяется в практике. Он сделал важное открытие в области проотивоизносных свойств смазочных материалов при трении, чем меньше кислород в масле, тем медленнее изнашивание. Им ...


19/03/2014
Джураев Тухтамурад Джураевич
Академик АН РУз с 1989 года, видный ученый в области математики, заслуженный деятель науки Узбекистана, лауреат Государственной премии Узбекистана. Т.Д. Джураев создал научную школу в Республике по дифференциальным уравнениям с частными производными. Внес значительный вклад в разработку теории корректных краевых задач для неклассических уравнений математической физики. Им проведено систематическое изучение уравнений смешанно эллиптико-гиперболического, эллиптико-параболического и гиперболо-параболического типов, а также впервые поставлены и изучены краевые задачи с неизвестной линией изменения типа для смешанных параболо-гиперболических уравнений. Он получил полную классификацию уравнений третьего и четвертого порядка и указал методы приведения их к каноническому виду. Изучил корректные краевые задачи для уравнений третьего порядка, содержащих ...


12»