Академия Наук Республики Узбекистан
Институт механики и сейсмостойкости сооружений
имени М.Т. Уразбаева

Академия Наук Республики Узбекистан
Институт механики и сейсмостойкости сооружений
имени М.Т. Уразбаева

Важнейшие результаты последних лет Института механики и сейсмостойкости сооружений им. М.Т.Уразбаева АН РУз

Основные достижения в области фундаментальных исследований:

  • - исследовано взаимодействие трубопроводных систем сложной Т-, Г- и V-образной конфигурации с водонасыщенными грунтами, на границах резкого изменения структуры и консистенции грунта при сильных сейсмических воздействиях;
  • - разработана методика численного расчета НДС пластин, балок и оболочек в рамках бимоментной теории с учетом и без учета упругого основании под действием динамических сил. Составлены программы, получены численные результаты динамических задач анизотропных толстых пластин, оболочек и балок с учетом и без учета упругих оснований;
  • - решены задачи сейсмостойкости подземных сооружений и дана оценка напряженно-деформированному состоянию подземных сооружений в целях обоснования преимуществ и точности волновой теории. Обоснована точность напряженно-деформированного состояния подземного трубопровода с учетом динамических нагружений;
  • - разработана бимоментная теория анизотропных толстых оболочек и пластин, сформулированы основные соотношения волновой теории сейсмостойкости сооружений с учетом характеристик грунта и сооружения;
  • - разработана методика расчета и исследована динамика подземных трубопроводов различной конфигурации и материалов, расположенных в различных грунтовых условиях, при сейсмических нагружениях;
  • - исследованы напряженно-деформированные состояния грунтовых сооружений (плотин, откосов, бортов карьеров) и дана оценка их прочности, сейсмостойкости в зависимости от параметров волновых процессов в грунтовом массиве и сейсмической нагрузки;
  • - разработана пространственная расчетная модель, программа расчета по МКЭ и проведена оценка сейсмостойкости зданий с динамическим гасителем колебаний при различной интенсивности сейсмического воздействия;
  • - разработана методология для обеспечения сейсмобезопасности гидротехнических сооружений на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации, в соответствии с республиканскими и международными нормативными документами при учете сейсмических условий расположения объекта;
  • - разработан метод синтеза межвалковых передаточных механизмов зубчато-рычажного планетарного и дифференциального типов.

Основные достижения в области прикладных исследований::

  • - установлена причина разрушения цементной оболочки и смятия обсадных труб в зоне солевых отложений и разработана технология крепления скважин для проходки в этих зонах;
  • - сформирована техническая документация и проведены чертежи по деталировке промышленного мокро-инерционного пылеуловителя с помощью программы AutoCAD;
  • - разработана методика проведения модельных экспериментальных исследований на модернизированной центробежной установке и исследованы напряженно-деформированные состояния подземных полиэтиленовых труб при различных глубинах их заложения с учетом температурного фактора при действии статических и динамических нагрузок;
  • - подготовлена конструкторская документация для уборочного аппарата с составными универсальными шпинделями совместно с ООО «TEXNOLOG-STAN» и АО «Технолог». Определены оптимальные параметры привода вентиляторов, уборочного аппарата и системы автоматического копирования аппаратами профиля поля как единой гидросистемы и подготовлена рекомендация для практического применения.
  • - разработан привод пильного джина с набрасывающим барабаном и семяотводящим устройством. Изготовлены междупильные прокладки и вал для крепления прокладок пильного джина.
  • - разработаны рекомендации по расчету и проектированию новых конструкций ресурсосберегающих устройств и механизмов валковых технологических машин для механической обработки кожевенного полуфабриката и изготовлены их макетные образцы;
  • - произведена оценка динамической устойчивости и поворачиваемости трактора с изменяемой базы и колеи при прямолинейном и криволинейном движениях. Оценено влияние изменения клиренса на плавность хода и проходимость 4-х колесного трактора, разработаны рекомендации по определению оценочных критериев устойчивости движения трактора с регулируемым клиренсом;
  • - разработаны предложения и рекомендации, которые переданы в Госстрой РУз для актуализации методов расчета и проектирования сейсмостойких подземных инженерных сооружений раздела IV КМК 2.01.03-96 «Строительство в сейсмических районах»;
  • - определены НДС грунтовых плотин численными методами и устойчивости откосов грунтовых сооружений нормативными методами. С помощью разработанной программы решены поставленные задачи для ЭВМ, проведены серии расчетов напряженно-деформированного состояния грунтовых сооружений при сейсмических воздействиях.
  • - разработаны датчики для регистрации перемещений колебания вибростолика, изготовлены тензометрический усилитель и плата АЦП;
  • - проведено испытание мобильной инженерно-сейсмометрической станции в полевых условиях при оценке воздействия сейсмовзрывных волн на здания и их грунтовые основания при взрывах в карьере Шавазсай Ахангаранского района;
  • - разработана пространственная модель здания на слоистых эластомерных опорах при сейсмических воздействиях. Усовершенствованы модели коробчатой конструкции здания на основе применения бимоментной теории пластин с учетом взаимодействия элементов конструкции, видов деформации и конструктивных особенностей;
  • - разработаны методики, алгоритмы и программы расчетов напряженно-деформированного состояния пространственной коробчатой конструкции здания и каркасного здания при динамических воздействиях;
  • - изготовлен действующий макет нового дифференциального механизма с дугообразным перемещением центра вращения ведомого звена и проведены экспериментальные исследования по проверке теоретических результатов исследований;
  • - разработан промышленный мокро-инерционный пылеуловитель;
  • - разработана технология крепления скважин для проходки зон солевых и глинистых отложений, разработана установка по смятию труб;
  • - изготовлен лабораторный статический воздушно-центробежный классификатор;

Важнейшие результаты по инновационным исследованиям:

  • - внедрена в АО «Автойуллойиха» новая технология повышения несущей способности дорожных сооружений и подготовлены нормативные документы;
  • - проведены исследования по обеспечению устойчивой работы круто-наклонного конвейера КНК-270 и предотвращены возможные критические ситуации в условиях ведения горных работ на карьере Мурунтау;
  • - внедрены колосники пильного джина многоразового использования с повышенной точностью и прочностью сборки;
  • - разработана методика снижения сейсмического риска для грунтовых плотин и других особо важных ГТС. Проведен анализ и выбор действий, обеспечивающих надежность технического состояния и безопасность эксплуатации ГТС;
  • - разработана схема технологических процессов сушки, очистки, джинирования хлопка, а также очистки волокна по управлению и снижению затрат на электроэнергии;
  • - создана автоматизированная система управления технологическими машинами пильного джина и волокноочистителя;
  • - подготовлены предложения по градостроительным нормам и их внедрение в нормативные документы ШНК 2.01.20-16 "Строительство транспортных сооружений в сейсмических районах".